МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (род. 21 III 1839 в с.
Карево, Торопецкого уезда, Псковской губ., ум. 28 III 1881 в Петербурге)
— русск. композитор, пианист, В раннем детстве обучался дома игре на
фортепиано, после переезда в Петербург (1849) продолжал занятия с
пианистом А. Герке, поощрявшим также его первые опыты сочинения музыки. В
дальнейшем изучал музыку под руководством М. Балакирева. В 1852
поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой (1856)
2 года служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Знакомство с
А. Даргомыжским (1856), Ц. Кюи, М. Балакиревым (1857)» привело к
решению целиком посвятить себя музыке. В 1858 М. вышел в отставку с
военной службы, в следующем году совершил поездку в Москву. С этого
времени началась его активная творческая деятельность. Он стал
участником творческого содружества Могучая кучка. Материальные
обстоятельства заставили его служить чиновником сперва Инженерного
(1863—68), затем Лесного (1868—79) департаментов и Государственного
контроля (1879). В 1879 совершил успешную концертную поездку (Украина,
Крым и др.) с певицей Д. Леоновой. Последующие 2 года работал
аккомпаниатором в открытых ею в 1880 Музыкальных классах.
М. вошел
в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный
музыкант-новатор, гуманист и демократ, наиболее яркий и последовательный
выразитель в музыке общественно-передовых идей 60-х гг.,
рассматривавший свою деятельность как один из видов активного служения
народу средствами искусства. Характерные черты его творчества
самобытность, оригинальность, правдивость и народность музыки; сочетание
выразительности с изобразительностью, психологическая проницательность,
своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с
песенным; отказ от исторически сложившихся форм и рационалистических
схем во имя жизненной правды. Вершина творчества М. — его оперы. По
силе, правдивости и глубине воплощения как индивидуальных образов, так и
народных масс, зрелому реализму, своеобразию драматургии (М. писал
музыку на собственные либретто), яркости национального колорита,
волнующему драматизму, новизне музыкально-выразительных средств, такие
произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина», почти не имеют равных в
мировой оперной музыке. Творчество М. оказало большое влияние на
развитие отечественной (в частности, и советской) и зарубежной (напр.,
западнославянской, французской) музыкальных культур.
Соч.: оперы
«Саламбо» (неоконч., 1863—66), «Женитьба» (соч. 1868, оконч. М.
Ипполитовым-Ивановым, 1931), «Борис Годунов» (1 ред. 1869, 2— 1871,
пост. 1874); «Хованщина» (оконч. Н. Римским-Корсаковым, 1886),
«Сорочинская ярмарка» (оконч. Ц. Кюи, 1916); для хора с орк.; «Иисус
Навин» (1877), «Поражение Сеннахериба» (1 ред. 1867, 2— 1874); Скерцо
(1858), муз. картина «Иванова ночь на Лысой горе» (1867), Интермеццо
(1867) и др. произв. для орк.; пьесы для фп., в т. ч. сюита «Картинки с
выставки» (1874); 67 романсов и песен, в их числе муз. памфлет «Раек»,
вок. циклы «Детская» (1868—78), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски
смерти» (1875—77), баллада «Забытый», песни «Блоха», «Семинарист»,
«Козел», «Гопак», «Светик Саввишна», «Колыбельная Еремушки», «По над
Доном» и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!