МОЦАРТ Вольфганг Амадей (род. 27 I 1756 в
Зальцбурге, ум. 5X11 1791 в Вене) — австр. композитор, клавесинист,
органист, дирижер. В раннем детстве обнаружил исключительные музыкальные
способности. Ученик своего отца — скрипача, органиста и педагога
Леопольда Моцарта (1719—1787). Впоследствии, будучи в Италии, некоторое
время занимался с теоретиком музыки Дж. Мартини. В 5-летнем возрасте
начал сочинять музыку, в 6 лет совершил первую концертную поездку
(Мюнхен, Вена). С 1763 по 1766 концертировал в Бельгии, Франции, Англии,
Голландии, Швейцарии. В эти годы были опубликованы многочисленные
симфонии, сонаты, мелкие пьесы. В 1768 вновь посетил Вену, в 1769
назначен на должность придворного музыканта (концертмейстера)
князя-архиепископа Зальцбургского. С 1769 по 1773 с небольшими
перерывами жил в Италии, где был избран членом Болонской филармонической
академии (в 14 лет), затем до 1777 находился в Зальцбурге. В 1777—78
новая поездка в Мюнхен, Мангейм, Париж. Последующие 3 года продолжал
служить концертмейстером и придворным органистом в Зальцбурге, активно
занимаясь творческой деятельностью. Унизительное положение
музыканта-лакея и грубое, бестактное обращение архиепископа и его
придворных привели к отставке М. и переезду в Вену (1781). Последнее
10-летие жизни протекало в изнурительной работе и трудных бытовых
условиях. В 1787 дважды посетил Прагу, для которой была написана опера
«Дон-Жуан». В 1789— 90 выезжал на короткие сроки в Берлин, Лейпциг,
Франкфурт-на-Майне и др. города. Ранняя смерть породила легенду об
отравлении М. композитором А. Сальери.
М. — один из величайших
представителей мировой музыкальной классики,, художник-гуманист,
творческая деятельность которого была связана с передовыми идеями эпохи
Просвещения. Для творчества М. характерны глубина мысли и широта охвата
явлений окружающей действительности, демократичность, богатство
содержания, разнообразие форм, оптимизм, жизненная сила, исключительная
выразительность мелодики, редкое художественное совершенство формы. «По
моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до
которой красота досягала в сфере музыки», — писал П. Чайковский. М.
синтезировал в своем творчестве все многообразие европейской музыкальной
культуры XVIII в. и оказал большое плодотворное влияние на развитие
почти всех ,жанров музыкального искусства: обновил и обогатил жанры
симфонии и квартета, утвердил классическую форму инструментального (гл.
обр. фортепианного) концерта, поднял на недосягаемую высоту хоровую
музыку (Реквием). Особенно велики его заслуги в области оперного
творчества, где он создал новые жанровые разновидности оперы,
переосмыслил на реалистической основе сложившиеся формы оперного пения,
усовершенствовал увертюру, .добился органического слияния музыки с
драмой при подчеркнутом значении первой. Примечательны в его операх
яркость воплощения характеров и мастерство ансамблевой техники.
Соч.: всего 626 произв., среди них 117 опер (и 2 неоконч.), в т. ч.
«Бастьен и Бастьенна» (1768), «Идоменей, царь Крита» (1781), «Похищение
из сераля» (1782), «Директор театра» (1786), «Свадьба Фигаро» (1786),
«Дон-Жуан» (1787), «Так поступают все» (1790), «Волшебная флейта»
(1791); балет «Безделушки» (1778); Оратор и я, 3 кантаты, Реквием (1791,
завершен Ф. Зюсмайером, 4 учен. Моцарта), 18 месс; св. 70 вок.- симф.
произв.; ок. 50 симфоний (среди них три наиболее популярных — Ми-бемоль
мажор, соль минор и До мажор («Юпитер») соч. летом 1888); ок. 40 орк.
анс.; 21 концерт для фп. с орк. (наиболее популярный — ре минор соч. в
1785); 6 для скр. с орк. (первые пять — 1775, шестой — 1777) и др.; ок.
60 камерно-инструм. анс./ в их числе 6 квинтетов, 27 квартетов и др.; 20
сонат для фп., 35 сонат для скр. и фп.; пьесы для фп., в т. ч. 4
фантазии, 15 циклов вариаций,' 3 рондо; пьесы для разл. инструм., ок. 40
песен и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!