МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич (род. 20 IV 1881 в
крепости Ново-Георгиевск, близ Варшавы, ум. 8 VIII 1950 в Москве) — сов.
композитор, педагог, муз.-общественный деятель. Детство провел в
Оренбурге, Казани и Нижнем Новгороде. В 1895 переехал с семьей в
Петербург; где в 1902 окончил Военно-инженерное училище. Первоначальное
муз. образование (уроки фп., скр.)—домашнее. Первые опыты сочинения
музыки датируются 1896—98 гг. В 1903, во время пребывания в Москве,
занимался гармонией с Р. Глиэром, с конца 1903 по 1906 —теорией музыки с
И. Крыжаиовским. В 1906 поступил в Петербургскую консерваторию, где был
учеником Н. Римского-Корсакова и А. Лядова (окончил в 1911). С 1914 по
1918— в армии. В 1918 переехал в Москву. С 1926 до конца жизни профессор
Московской консерватории по классу композиции. Доктор искусствоведения
(1940). С 1919 активный участник музыкально-культурного строительства. В
1919—23 был одним из организаторов Муз. отдела Народного комиссариата
просвещения и муз.-издательского дела; в течение ряда лет — член
редколлегии журнала «Советская музыка», член худож. совета Комитета по
делам искусств при Совете народных комиссаров, член Оргкомитета СК СССР,
член Комитета по Государственным премиям и др. Заслуги М. были отмечены
присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1926) и нар.
арт. СССР (1946), награждением орденом Ленина (1943) и медалями.
М. — один из крупнейших и наиболее авторитетных советских композиторов и
муз. деятелей. Преимущественная область творчества М. симфоническая
музыка и камерно-инструментальный ансамбль. Произведения его отмечены
серьезностью замыслов, глубиной мысли, высоким этическим уровнем и
богатством содержания, неустанным творческим поиском в сочетании с
принципиальной верностью традициям, солидностью профессиональной
культуры и мастерства. М. — пятикратный лауреат Государственных премий.
Выдающееся значение имела его педагогическая деятельность. Среди
многочисленных учеников (более 80) В. Белый, Г. Галынин, Е. Голубев, Д.
Кабалевский, А. Козловский, В. Крюков, 3. Левина, Б. Мокро-усов, В.
Мурадели, Н. Пейко, М. Ста-рокадомский, М. Тулебаев, А. Хачатурян, В.
Шебалин и др.
Соч.: «Киров с нами», поэма-кантата для 2 сол., хора
й орк. (1942), «Кремль ночью», кантата-ноктюрн для сол., хора и орк.
(1947); 27 симфоний (1908, 1911, 1914, 1918, 1918, 1923, 1922—23, 1925,
1926, 1927. 1932, 1932, (1933, 1933, 1934, 1936, 1937,' 1937, 1939 (для
дух. орк.), 1940, 1940, 1941 (симф.-баллада), -1941, 1943, 1946, 1948
(на древнерусск. темы), 1949; 3 симфониетты (1910, 1930, 1946, две
последние для стр. орк.), поэма «Аластор» (1913), симф. притча
«Молчание» (1909); увертюры Приветственная (1939), Патетическая (1947),
Славянская рапсодия (1946), Дивертисмент (1948), Серенада и лирическое
концертино для мал. орк. (1929) и др. произв. для орк.; концерты: для
скр. (1938), для влч. (1945) с орк.; 13 квартетов (1930, 1930, 1930,
«1909—1937, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1907— 1945, 1945
(«Воспоминания»), 1947, 1949); соч. для фп., в т. ч. 9 сонат (1909,
1912, 1920 (2 ред. 1941), 1924 (2 ред. 1947), 1907—1944, 1908—1944,
1949, 1949, 1949), Сонатина (1942), «Причуды», 6 штрихов (1917—1922),
«Воспоминания», 6 пьес (1927), «Пожелтевшие страницы» (1928), «Песня и
рапсодия» (1942), «Стилизации», 9 пьес (1946), «Полифонические
наброски», 6 фуг (1907—1948) и др.; 2 сонаты для влч. и фп. (1911, 2
ред. 1945, 1949); св. 100 романсов, в т. ч. циклы «Размышления» (1907),
«Мадригал», сюита в 5 ч. (1908), «Венок поблекший» (1925), 12 романсов
на ст. Лермонтова (1936), «Из лирики Ст. Щипачева», 10 романсов (1940) и
др., хоры, массов. песни; статьи, в т. ч. «Чайковский и Бетховен»
(1912), рецензии и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!