МЕНДЕЛЬСОН - БАРТОЛЬДИ Феликс (род. 311 1809 в
Гамбурге, ум. 4 XI 1847 в Лейпциге) — нем. композитор, дирижер, пианист,
педагог, музыкальный деятель. Занимался в Берлине у Л. Бергера
(фортепиано), Э. Ритца (скрипка), К. Цельтера (композиция) и др.,
впоследствии — некоторое время у И. Мошелеса. Учился в Берлинском
университете (философии — у Гегеля). С 9 лет начал выступать публично
как пианист, с 11 лет систематически сочинять музыку, в 17 лет создал
один из шедевров — увертюру к «Сну в летнюю ночь» В. Шекспира. В 1829—32
путешествовал, жил и концертировал в Англии, Шотландии, Италии,
Швейцарии, Франции. В 1833 «директор музыки» в Дюссельдорфе. В 1835
переехал в Лейпциг, где взял на себя руководство симфоническими
концертами Гевандхауза. В 1836 получил звание почетного доктора
философии Лейпцигского университета. Неоднократно с триумфальным успехом
выступал в других городах Германии. Спас от забвения и настойчиво
пропагандировал многие творения И. С. Баха, Ф. Шуберта и др. В 1834
основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию.
Творчество М.,
«классика среди романтиков», как его часто называли, объединяет
романтические черты с классическим строем мышления. Его музыке присущи
яркая мелодичность, демократизм выражения, умеренность чувств и
спокойствие мысли, преобладание светлых эмоций и лирических настроений,
не без легкого налета сентиментальности, безупречность формы и блестящее
мастерство. Р. Шуман назвал его «Моцартом XIX столетия», Г. Гейне —
«музыкальным чудом».
Соч.: опера «Свадьба Камачо» (1827, по «Дон
Кихоту» М. Сервантеса), эскизы оперы «Лорелея», 5 зингшпилей (1820—23);
муз. к «Антигоне» (1841), «Эдипу в Колоне» (1845) Софокла, «Аталии» Ж.
Расина (1845), «Сну в летнюю ночь» В. Шекспира (1842) и др.; оратории
«Павел» (1836), «Илия» (1846); 4 кантаты, в т. ч. «Первая Вальпургиева
ночь» (1832, нов. ред. 1843), «К художникам» (1846), псалмы, гимны и др.
произв. духовн. муз.; 5 симфоний (1824, «Хвалебная песнь» -1840,
«Шотландская» —1830—42, «Итальянская» — 1833, «Реформации онная»— 1830),
11 симфоний для стр. орк. (неопублик.), увертюры «Сон в летнюю ночь»
(1826), «Гебриды» или «Фингалова пещера (оконч. ред. 1832), «Морская
тишь и счастливое плавание» (1832), «Прекрасная Мелузина» (1833), «Рюю
Блаз» (1839) и др. произв. для орк.; 2 концерта для фп. (1831, 1837), 2
для скр. (1822, 1844) с орк.; св. 20 камерно-инструм. анс., в их числе
Октет (1825), Фп. секстет (1824), 2 квинтета (1826, 1845), 7 квартетов
(1829, 1837, 1838, 1838, 1838, 1847, 1843—47), 3 фп. квартета (1822,
1823, 1825), 2 фп. трио (1839, 1845) и др.; пьесы для фп., в т. ч. 8
тетр. (46 пьес) «Песен без слов», 6 прелюдий и фуг., фантазии, каприсы»
«Серьезные вариации» (1841) и др.; 6 сонат и др. произв. для орг.; пьес
для разл. инструм.; св. 80 песен для гол. и фп., ок. 60 вок. анс., хоры и
др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!