МЕГЮЛЬ Этьен Никола (род. 22 VI 1763 в Живе, ум. 18 X
1817 в Париже) — франц. композитор, органист, педагог. В 10-летнем
возрасте начал музыкальную деятельность органистом. В 1778 переехал в
Париж, где изучал теорию композиции под руководством И. Ф. Эдельмана. На
развитие его творчества оказало существенное влияние знакомство с X. В.
Глюком. В нач. 80-х гг. приступил к оперному творчеству. При основании
Парижской консерватории (1795) был назначен одним из ее инспекторов. С
1803 года член Института Франции. Принимал активное участие в
организации празднеств Революции, для которых писал марши, песни,
кантаты.
Исторически прогрессивное, во многом новаторское
творчество М., особенно такие произведения, как опера «Иосиф в Египте»,
так наз. «Охотничья» увертюра к опере «Юный Генрих», хоровые песни,
оказали йлияние на дальнейшее развитие музыки во Франции (в частности,
на Г. Берлиоза) и за ее пределами (Л. Бетховен, К. Вебер, Ф.Мендельсон и
др.).
Соч.: св. 35 опер, в т. ч. «Эфрозина, или Исправленный
тиран» (1790), «Стратоника» (1792), «Гораций Коклес» (1794), «Дориа, или
Поверженная тирания» (1795),«Юный Генрих» (1797), «Два слепца из
Толедо» (1806), «Иосиф в Египте» (1807); 5 балетов; Торжественная месса
(1804), кантаты, в их числе «Национальная песнь в честь 14 июля» для 3
хоров и 3 орк. (1800); 6 симфоний (сохран. 2) и др. произв. для орк.;
романсы, хоры, революц.-патриот. песни, в т. ч. «Походная песня» (1794),
названная «второй Марсельезой», «Песня победы», «Песнь возвращения» и
др.; ст., среди них — Будущее музыки во Франции (1808).