Иоганн Маттезон (1681-1764) Вся жизнь Иоганна Маттезона была связана с Гамбургом: в этом городе он родился (1681), прожил всю свою жизнь, в нем и скончался в 1764 году. Матезон получил блестящее юридическое образование, свободно владел английским, французским и итальянским языками, играл почти на всех инструментах оркестра и был ведущим тенором в городской опере.
Маттезон был достаточно светским человеком, обучал музыке детей титулованных особ, в том числе и детей английского посланника. Путешествуя со своими учениками, он познакомился с дочерью английского министра Катрин Дженикс и впоследствии женился на ней.
В 1695 году Маттезон занял пост капельмейстера Гамбургской оперы, а в 1715-м — стал капелланом Гамбургского собора. В 1722 году из-за поразившей его глухоты он оставил обе должности, прекратил сочинять и целиком посвятил себя изучению истории и теории музыки. К этому времени Маттезон был уже автором 8 опер, в том числе «Паяцев» (1699), «Клеопатры» (1704), «Бориса Годунова» (1710, на собственный сюжет), а также 25 ораторий, пассионов, месс, кантат, клавирных сюит и многих других сочинений.
Маттезон был поборником «новой музыки» — реформы хорового пения. До этого женщинам запрещалось петь в церкви и женские партии исполняли мальчики-дисканты. Маттезон упорно боролся с этой дискриминацией и, заменив в конце концов дискантов на профессиональных певиц, весьма преуспел в своем деле. Как пишет Альберт Швейцер, «...в 1716 г. во Славу Божью в церкви трудами Маттезона зазвучали пассажи и трели певиц Ришмюллер, Шварц и других».
Один из известнейших педагогов своего времени, Маттезон во время пребывания Генделя в Гамбурге взялся быть его учителем и наставником и «порядком поднадоел тому в этом качестве» (А. Швейцер). Главную известность Маттезон приобрел как теоретик и историк музыки, и мы обязаны ему ценными сведениями о музыкантах того времени. Библиографический список его трудов включает 118 наименований. Среди них выделяются: «Большая школа генерал-баса», «Совершенный капельмейстер» (1733), «Основания триумфальных ворот» (1740). Последний труд — собрание автобиографических заметок немецких композиторов, к которым Маттезон обратился с предложением принять участие в его альманахе. К большому разочарованию автора, ни Гендель, ни Бах не проявили эпистолярного пыла по поводу этого начинания, и разобидевшийся Маттезон лишил их места на своем «музыкальном Олимпе». Правда, позже Гендель (наверное, по старой памяти) все же сподобился быть причастным к «сонму великих» и даже удостоился отдельной биографии, тогда как «опальный» Бах так и не попал в маттезоновские «жития святых».
Нет комментариев. Ваш будет первым!