МАССНЕ Жюль (род. 12 V 1842 в Монто, близ
Сент-Этьена, ум. 13 VIII 1912 в Париже) — франц. композитор, педагог.
Муз. образование получил в Парижской консерватории; ученик А. Тома. С
1878 по 1896 проф. консерватории по классу композиции. К его ученикам
принадлежат А. Брюно, Г. Шарпантье, Г. Пьернэ, Кеклен, Д. Энеску и др. В
1878 М. избран, членом Института Франции, в 1910 — президентом Академии
изящных искусств. Центральное место в наследии М. занимает оперное
творчество, в основном продолжающее линию развития лирико-романтической
оперы, основоположниками которой были А. Тома и Ш. Гуно.
Музыка М.
отмечена мягким лиризмом, поэтичностью, изяществом мелодики,
ритмической изобретательностью, тонким мастерством, но подчас страдает
внешней красивостью и поверхностностью.
Соч.: ок. 30 опер, в т. ч.
«Король Лагорский» (1877), «Манон» (1884), «Сид» (1885), «Вертер» (соч.
1886, пост. 1893), «Таис» (1894), «Сафо» (1897), «Дон Кихот» (1910);
балеты «Эспада» (1908), «Стрекоза» (1904), «Розати» (соч. 1902);
оперетты; 3 оратории, 2 кантаты, в их числе «Мир и свобода» (1867); 9
сюит, среди них «Живописные сцены» (1871— 75), «Драматические сцены» (по
пьесам Шекспира, 1873), «Неаполитанские сцены» (оконч. ред. — 1876);
Симфония (1871), 3 увертюры, в т. ч. «Федра» (1874) и др. произв. для
орк.; Концерт для фп. с орк. (1903), Фантазия для влч. с орк. (1897);
Квартет; пьесы для фп. и разл. инструм.; ок. 200 романсов, хоры; муз. к
драм, спект., в их числе к «Эринния» Леконта де Лиля (1872) с широко
извести. «Элегией»; кн. Мои воспоминания (1912).