МАРТИНУ Богуслав (род. 8 XII 1890 в Поличке
(Восточная Чехия), ум. 28 VIII 1959 в Листале (Швейцария) —- чеш.
композитор, скрипач, педагог. Муз. образование получил в Пражской
консерватории (1906— 13) как скрипач. Композицию первоначально изучал
самостоятельно, в 1922 занимался у Й. Сука, в 1923—24 в Парйже — у А.
Русселя. С 1913 по 1923 скрипач оркестра Пражской филармонии; в 1923
переехал в Париж (Франция), где жил, не теряя связи с родиной, до 1940. В
1940 эмигрировал (через Португалию) в США. По окончании 2-й мировой
войны вернулся в Европу. В 1946—48 проф. композиции в Пражской
консерватории. В 1948 вновь выехал в США. Преподавал композицию в
Принстаунском университете и Беркшайрской музыкальной школе. В 1957
переехал в Швейцарию и обосновался в Праттельне (близ Базеля).
М. —
один из крупнейших чехословацких композиторов XX в. Его творчество,
чрезвычайно разнообразное по жанрам и формам, отмечено сочетанием поиска
и новаторских тенденций с традициями и принципами чешской национальной
муз. культуры и народной музыки.
Соч.: 16 опер, в т. ч. «Солдат и
танцовщица» (1928), «Превратности жизни» (соч. 1929), «День милосердия»
(соч. 1929), «Комедия на мосту» опера-буффа (1937, 2 ред. 1951),
«Пригородный театр» (соч. 1936), «Представление о деве Марйи» (1935),
«Жюльетта» (1938), «Мирандолина» (1959), «Ариадна» (1961), «Чем люди
живы» (по Л. Толстому, 1953), телевиз. опера «Женитьба» (по Н. Гоголю,
1953); 21 балетов, в т. ч. «Иштар», (соч. 1922), «Кто самый
могущественный в мире» (соч. 1922), «Идут съемки» (соч. 1927),
«Восстание» (соч. 1925), «Шпаличек», балет с пением (соч. 1932) и др.;
оратория «Гильгамеш», по мотивам вавилонского эпоса (1955), кантаты, в
т. ч. «Букет цветов» для сол., дет. и смеш. хоров и орк. (1937), Чешская
рапсодия для сол., хора, орк. и органа (1918); 6 симфоний (1942, 1943,
1944, 1945, 1946, «Симфонические фантазии» 1953), Симфония для 2 орк.
(1932), «Хавтайм» {1924), «Лидице» (буквально — «Памятник Лидице», самое
популярное из симф. произв., М., 1943), «Схватка» (1926), «Рапсодия»
(1928), симф. прелюдия «Скала» (1957), поэма «Фрески Пьеро делла
Франческа» -(1955) и мн. др. произв. для орк.; Партита для стр. орк.
(1932), Токката и две канцоны для стр. орк. {1946), Двойной концерт для
2-х стр. орк., фп. и литавр (1938); Кончерто гроссо (1937), Серенада для
камерн. орк. (1930); концерты для разл. инструм. с орк., в т. ч. 5 для
фп. (I — с камер, орк., 1925, II — 1934, III — 1948, IV —- «Заклинание»,
1956, V — Концертная фантазия, 1957), для 2-х фп. (1943), для скр.
(1943), для 2 скр. (1950), 2 для влч. (1930, 1945), Концерт-рапсодия для
альта (1952), для гоб. (1955), для скр. и фп. (1954), для квартета с
орк.; 4 концертино для разл. инструм.; «Веселая симфониетта» для фп. с
камер, орк. (1950); камер.-инструм. ансамбли, в т. ч. 2 нонета (1927,
1959 — для стр. и дух.), 2 секстета (I — стр., 1932, II —фп. и дер.
дух., 1929), 2 фп. квинтета (1933, 1944), 7 квартетов (1918, 1925, 1929,
1937, 1938, 1946, 1947), Фп. квартет (1942), 2 трио (1923, 1934), 3 фп.
трио, трио для разл. составов, соната для 2-х скр. и фп. (1931); 4
сонаты и сонатина для скр. и фп., 3 сонаты для влч. и фп., Соната для
альта и фп., Соната для фл. и др.; соч. для фп., в т. ч. Соната (1954),
Фантазия и токката (1940), семь чешских танцев (1929), Импровизация
(1951); пьесы для скр. и фп., в т. ч. Чешская рапсодия (1945); пьесы для
клавесина, для органа и др.; хоры (муж., жен., смеш., дет.); романсы,
песни; музыка к драм, спект., к/фильмам и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!