МАРТЕН Франк (род. 15 IX 1890 в Женеве) —швейц.
композитор, критик, педагог. Муз. образование получил в Женевской
консерватории; ученик Ж. Лобера. Некоторое время жил и работал в Цюрихе,
Риме, Париже. С 1928 по 1938 преподаватель музыки в Институте
ритмической гимнастики Э. Жак-Далькроза в Женеве. С 1943 по 1946
председатель Общества швейцарских композиторов. В 1946 переселился в
Голландию. С 1950 по 1955 проф. композиции Высшей муз. школы в Кельне
(ФРГ). Доктор философии Женевского университета (1949). Ранние сочинения
М. отмечены близостью к французской музыке (С. Франк, Г. Форе, М.
Равель). Начиная с 1930 композитор испытал влияние додекафонии. Однако к
концу 30-х гг. он уже использовал элементы этой системы в сочетании с
принципами традиционного ладооб-разования. Для последних этапов
творчества характерны реалистическая направленность и гуманистические
устремления. Эстетические позиции М. могут быть охарактеризованы его же
словами: «Бойтесь искусства, которое хочет себя освободить от
человечества».
Соч.: 2 оперы, в т. ч. «Буря» (по В. Шекспиру,
1956); 3 балета; оратория «Волшебный н&шток» («Винное зелье», 1941),
«Да будет мир на земле» (1944), «Голгофа» (1948) и др.; Симфония
(1937), Увертюра в честь Моцарта (1956), «Ритмы» (1926) и др. произв.
для орк.; Маленькая симфония для фп., чембало, арфы и 2 стр. орк. (1945,
одно из наиб, по-пул. соч. Мартена), Концерт для 7 дух. инструм.,
литавр, и стр. орк. (1949); концерты: 2 для фп. (1934, 1969), для скр.
(1951), для чембало (1953), для арфы с орк.; Баллада для влч. и мал.
орк. (1949); Фп. трио (1925, на темы ирланд. нар. песен), Трио (1935),
Квартет (1936), «Короткие пьесы» для фл., гоб. и арфы (1958), 2 сонаты
для скр. и фп.; пьесы для разл. инструм., в т. ч. Пассакалья для орг.
(1944), 8 прелюдий для фп.; романсы, хоры с сопр. и а капелла; музыка к
драм, спект., в т. ч. к «Эдипу царю», «Ромео и Джульетте», «Аталии» и
др; статьи, в т. ч. Автобиографические заметки.
Нет комментариев. Ваш будет первым!