МАЧАВАРИАНИ Алексей Давидович (род. 23 IX 1913 в
Гори) — сов. композитор, педагог, муз.-общественный деятель. В детстве
учился играть на фп. и скрипке. После переезда в Тбилиси (1931)
продолжил занятия музыкой в консерватории (1931—36), первоначально на
инструкторском, затем на композиторском факультете. Композицию изучал
сперва у С. Бархударяна, на последнем курсе и в аспирантуре (1937—39) —
под руководством П. Рязанова. В 1939 приступил к педагогической работе в
Тбилисской консерватории (с 1942 старший преподаватель, ассистент А.
Баланчивадзе, с 1952 доцент, с 1963 профессор кафедры композиции). Еще
будучи студентом, был приглашен (1936) в качестве муз. руководителя в
Театр муз. комедии. Тогда же активно работал как композитор в Бакинском
экспериментальном театре. С 1957 по 1961 худож. руководитель Гос. симф.
оркестра Грузии. Участник экспедиции по записи грузинского муз.
фольклора. Наряду с профессиональной работой ведет интенсивную
общественную деятельность. С 1956 секретарь, с 1962 председатель СК
Груз. ССР (в настоящее время член правления), с 1966 секретарь СК СССР, с
1962 член коллегии Министерства культуры Груз. ССР, с 1964 член
Художественного совета но балету при Министерстве культуры СССР, с 1964
президент Муз. секции Груз. общ. культурной связи (ГОКС) с зарубежными
странами. Неоднократно избирался депутатом районного и городского
Советов депутатов трудящихся г. Тбилиси. Депутат Верховного Совета СССР
VI и VII созывов.
Заслуги М. перед советским искусством отмечены
присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. Груз. ССР (1950) и нар.
арт. СССР (1958), а также награждением его орденами Ленина (1966),
«Знак почета» (1963) и медалями СССР. В 1951 удостоен Гос. премии СССР
за Концерт для скрипки с орк.
Музыка М. носит ярко выраженный
грузинский национальный характер, эмоционально содержательна; воплощая
настроения от мужественного и героического до мягкой нежной лирики,
разнообразна по жанрам и формам, обнаруживает солидность мастерства
композитора.
Соч.: оперы «Мать и сын» (1945), «Гамлет» (соч.
1964); балет «Отелло» (1957); оратория «День моей Родины» (1952);
Симфония (1947), поэма «Мумли Мухаса» (1939), поэма с хором «На смерть
героя» (1948), «Праздничная увертюра» (1950); Концерты — для фп. (1941),
для скр. (1950) с орк.; «Пять монологов» для гол. с орк. на сл. В.
Пшавелы (1962); соч. для фп,, в т. ч. Скерцо, Экспромт, Хоруми (1949),
баллада «База летское озеро» (1951), 12 пьес для юношества и др.; 4
пьесы для скр. и фп.; романсы, в т. ч. 4 баллады на сл. Шекспира (1958);
Хор а капелла (с уч. солиста) «Арсен» на нар. слова (1950): музыка к
драм, спект. (ок. 50); музыка к к/фильмам и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!