КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (род. 30 XII 1904 в
Петербурге) — сов. композитор, музыковед, педагог, дирижер, пианист,
муз.-общественный деятель. В детстве учился играть на фп.,
импровизировал. Систематическое муз. образование получил в Москве, куда
переехал с семьей в 1918. С 1919 по 1925 занимался в муз. техникуме им.
А. Скрябина (кл. фп. В. Селиванова) и брал уроки композиции у Г.
Катуара, с 1925 — в Московской консерватории, которую окончил в 1929 по
композиции (кл. Н. Мясковского), в 1930 по фп. (кл. А. Гольденвейзера). С
1922 по 1932 аккомпаниатор и педагог в Муз. техникуме (ныне муз.
училище при Московской консерватории), с 1932 доцент, с 1939 профессор
консерватории по классу композиции. Доктор искусствоведения (1965,
степень кандидата искусствоведения была присвоена в 1935). С 1940 по
1946 главный редактор журнала «Советская музыка», в 1943—1945 начальник
Управления худож. вещания Всесоюзного радио. В 1949—1952 зав. сектором
музыки Института истории искусств Академии наук СССР. Член КПСС с 1940.
Занимаясь непрерывно с 1922 творческой деятельностью, К. вместе с тем
ведет интенсивную и разностороннюю муз.-общественную деятельность. С
1932 член правления Московского Союза советских композиторов, с 1939 по
1948 член президиума Оргкомитета СК СССР, с 1952 секретарь СК СССР, с
1953 член Советского комитета защиты мира (в течение 2 лет также член
Всемирного Совета мира), с 1954 — член коллегии Министерства культуры
СССР, с 1964 председатель комиссии по муз.-эстетическому воспитанию при
секретариате СК СССР, с 1965 вице-президент Международного общества муз.
воспитания при ЮНЕСКО. В 1966 избран депутатом Верховного Совета СССР
(7 созыва). Многократно представлял советское искусство и культуру за
рубежом в качестве композитора, дирижера, докладчика на конгрессах,
члена жюри и т. п.
Заслуги К. перед советским искусством отмечены
присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1946), нар. арт.
РСФСР (1954), нар. арт. СССР (1963) и награждением его орденами Ленина
(1964), Трудового Красного Знамени (1966), «3нак почета» (1940),
медалями СССР. К. — лауреат трех Гос. премий СССР (1946, 1949, 1951) и
Гос. премии РСФСР (1966).
Творчество К- отмечено идейно-образной
содержательностью: убежденный поборник реализма, он правдиво и искренне
воплощает в своих произведениях многостороннее содержание у окружающей
действительности. В музыке его преобладают светлые тона и
жизнеутверждающие эмоции, она отличается жанровым разнообразием,
богатством мелоса, высоким мастерством. Одной из центральных тем
творчества К. является тема молодости, юности. Ценный вклад композитор
внес созданием многочисленных произведений для детей, юношества и
молодых исполнителей.
Соч.: оперы «Кола Брюньон» или «Мастер из
Кламси» (1938, нов. ред. 1970), «В огне» («Под Москвой», 1942), «Семья
Тараса» (1950), «Никита Вершинин» (1955),«Сестры» (1969); балет «Золотые
колосья» (соч. 1940, неоконч.); оперетта «Весна поет» (1957); Реквием
для сол., дет. и смеш. хоров и орк. (1963); кантаты «Родина великая» для
хора и орк. (1942), «Песня утра весны и мира» для дет. хора и орк.
(1958), «Ленинцы» для 3 хоров и орк. (1959), «О родной земле» для дет.
хора и орк. (1966), «Народные мстители», сюита для хора и орк. (1942); 4
симфонии (1932, 1934, 1933 — Реквием памяти В. И. Ленина, 1956), «Поэма
борьбы» (с хором, 1930), «Весна», поэма (1960), «Патетическая увертюра»
(1960), Сюита из оп. «Кола Брюньон», «Комедианты», сюита из музыки к
пьесе «Изобретатель и комедиант» М. Даниэля (1940) и др. произв. для
орк.; концерты: 3 для фп. (1929, 1936, 1952), 1 — для скр. (1948), 2 для
влч. (1949, 1964), Рапсодия для фп. (1964) с орк.; 2 квартета
(1928,1945); соч. для фп., в т. ч. 3 сонаты (1927, 1945, 1946), 2
сонатины (1930, 1933), 24 прелюдии (1943), Рондо (1958), 6 прелюдий и
фуг (1959), Речитатив к рондо (1967), ок. 80 детских пьес (рондо,
вариации, прелюдии, программные пьесы и др.); Импровизация (1934), Рондо
(1961) для скр. и фп., 20 легких пьес для скр. с орк. (1965); Соната
для влч. и фп. (1962), Мажорно-минорные этюды для влч. соло (1960);
романсы, в т. ч. Семь сонетов Шекспира для баса и фп. (1953), Пять
романсов на сл. Р. Гамзатова для м.-с. и. фп. (1964) и др. песни: «Три
песни» на сл. Мюзама, Жарова и Суркова (1932), «Две песни»
(1941),
«Три песни» на сл. Маршака, в т. ч. «Четверка дружная ребят» (1941),
«Семь веселых песен» на сл. Маршака (1945), «4 песни-шутки», в т. ч.
«Мельник, мальчик и осел» (1945), детская песня «Наш край» (1949),, «В
сказочном лесу», 8 песенок для детей (1958), «Лагерь дружбы», 6 песен
пионеров Артека (1935—1960), «Три песни революционной Кубы» (1963) и
др.; хоры, в т. ч. «8 песен» для дет. хора и фп. (1932), «Гости ходят в
огород», игра-хоровод для дет. хора и фп. (1960); музыка к драм, спект..
(св. 20), радиопостановкам и к/фильмам (в т. ч. «Петербургская ночь»,
«Аэроград», «Антон Иванович сердится», «Щорс», «Первоклассница»,
трилогия «Хождение по мукам»; транскрипции пьес Баха (фп.), Мусоргского
(фп. в 4 р.); исследования и статьи, в т. ч. «Римский-Корсаков и
модернизм», «Б. В. Асафьев — Игорь Глебов», «О мастерстве», «О
творческой индивидуальности композитора», «Николай Яковлевич Мясковский»
и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!