ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (собственно Иванов) Михаил Михайлович
(род. 19 XI 1859 в Гатчине близ Петербурга, ум. 28 I 1935 в Москве) —
композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в
муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге
(1872—75), дальнейшее — в Петербургской консерватории (окончил в 1882 по
классу композиции Н. Римского-Корсакова). С 1882 по 1893 работал в
Тифлисе в качестве руководителя основанного им отделения Русского
музыкального общества, оперно-симфонического дирижера и преподавателя
муз. училища. Занимался изучением грузинского муз. фольклора. С 1893
профессор (в 1906—22 также директор) Московской консерватории. В
1895—1901 дирижер Русского хорового общества и студенческого оркестра
Московского университета, с 1899 дирижер московских оперных театров
«Товарищества частной оперы» (1899—1904), С. Зимина (1904—-06) И
Большого театра СССР (с 1925). Заслуги И.-И. отмечены присвоением ему
почетного звания нар. арт. республики (1922) и награждением орденом
Трудового Красного Знамени.
Творчество И.-И. развивалось в русле
реалистических традиций русской муз. классики. Музыка его дышит
искренностью и непосредственностью, характерная ее особенность — светлый
лиризм и сердечность («музыку без сердца я не понимаю».— И.-И.).
Преимущественное внимание композитор уделял жанру оперы, однако широкую
известность ему принесла симфоническая сюита «Кавказские эскизы».
Немалое значение имела его дирижерская (между прочим, первые исполнения
опер Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и
«Кащей Бессмертный») и педагогическая (в числе его учеников С.
Василенко, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Ю. Сахновский, Ю.
Энгель и др.) деятельность. Имя И.-И. присвоено муз. училищу в Москве,
муз. школам в Ростове-на-Дону и в Гатчине Ленингр. обл.
Соч.:
оперы «Руфь» (1887), «Азра» (1890), «Ася» по И. Тургеневу (1900),
«Измена» (1909), «Оле из Нордланда» (1916), «Последняя баррикада» (соч.
1933); завершение (либретто и музыка трех актов — II—IV) неоконч. оперы
М. Мусоргского «Женитьба» (1931); кантаты «Гимн труду» для смей, хора,
орк. н дух. орк. (1934); «Памяти Пушкина» для хора и орк., «Памяти
Жуковского» для хора с фп.; Симфония (1907), поэмы «Мцыри» (1934), «1917
год», сюиты «Кавказские эскизы» (1894), «Иверия» (1895), «Тюркские
фрагменты» (1930), «Муз. картинки г Узбекистана», «Каталонская сюита»
(1934), весенняя увертюра «Ярхмель» (1881), Юбилейный марш (1931) и др.
произв. для орк.; камерн.-инструм. ансамбли: Квартет, фп. квартет,
Соната для скр. и фп.; пьесы для разл. инструм.; хоры, романсы; кн.
Учениё об аккордах, их построение и разрешение (1897), Грузинская
народная песня и ее современное состояние (1895), 50 лет русской музыки в
моих воспоминаниях (1934); ст. Комментарии к оркестровой сюите
«Кавказские эскизы» (1933).
Нет комментариев. Ваш будет первым!