ГРЕТРИ Андре Эрнест Модест (род. 11 II 1741 в Льеже
(Бельгия), ум. 24 IX 1813 в Монморанси, близ Парижа) — франц. композитор
(бельгиец по национальности), критик. Муз. образование получил в Льеже у
местных педагогов (композицией занимался у А. Моро). В 1759 уехал в
Италию, основательно изучал теорию музыки под руководством Дж. Казали
(Рим), получил диплом Болонской музыкальной академии. В 1766 отправился в
Женеву, откуда по совету Ф. Вольтера переехал в 1767 в Париж, где
вскоре стал популярнейшим оперным композитором. Ему принадлежали первые
революционные оперы. В 1795 был назначен одним из инспекторов основанной
в том же году Парижской консерватории. Член Института Франции (с 1803).
В творчестве Г. получили выражение идеи и эстетические взгляды
передовых общественных кругов Франции. Г. широко использовал «малые»
формы оперного пения (ариетта, романс, куплетная песня и т. п.), в
вокальные партии своих опер он внес многообразие речевых интонаций и
элементы французской театральной декламации. Оказал значительное влияние
на развитие французской комической оперы, которая нашла в нем своего
классика.
Соч.: св. 60 опер, в т. ч. «Двое скупых» (1770),
«Каирский караван» (1783), «Ричард Львиное Сердце», из к-рой П.
Чайковский заимствовал тему для песенки Графини в «Пиковой даме» (1784,
перераб. 1785), «Петр Великий» (1790, перераб. 1792), «Вильгельм Телль»
(1791), «Тиран Дионисий» (1794), «Каллиас, или Любовь и патриотизм»
(1794), «Республиканская избранница, или Торжество добродетели» (1794);
Реквием; 6 симфоний; 6 квартето$ и др. произв. для камерно-инструм.
анс.; романсы; кн.: Мемуары или очерки о музыке в 3 т. (1789—97),
Размышления отшельника (8 т., 1801—13) и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!