ГЛЮК Христоф Виллибальд (род. 2 VII 1714 в д.
Эрасбах (Верхний Пфальц, Бавария), ум. 15 XI 1787 в Вене) — нем.
композитор (по некоторым версиям — чех по национальности), дирижер,
органист, скрипач. С 1717 жил в Чехии. Начатки музыкальных знаний
получил в иезуитской коллегии в Комотау, где учился в детстве.
Предположительно брал уроки у Б. Черногорского в Праге. В дальнейшем
занимался у Д. Б. Саммартини (Милан, 1737—41). В 1736 переехал в Вену, с
1737 по 1745 жил в Италии, где написал свою первую оперу («Артаксеркс»,
1741). В 1746 посетил Лондон, после чего объехал ряд городов Европы в
качестве дирижера итальянской оперной группы. С 1750 придворный дирижер в
Вене. Здесь 5 X 1762 состоялась премьера его оперы «Орфей», положившей
начало оперной реформы Г., к этому времени автора св. 30 опер. В 1774
переехал в Париж, где в атмосфере предреволюционного общественного
подъема, получила завершение его оперная реформа. Последние годы жизни
провел в Вене, куда возвратился в 1779.
Г. осуществил коренную
реформу сложившегося к тому времени типа оперы (так. наз. опера-сериа),
подчинив музыку драме и в связи с этим поставив все
музыкально-выразительные средства на службу драматическому замыслу.
Зерном музыкально-драматического действия он сделал речитатив,
восстановил значение хора, отказался от внешней развлекательности,
запутанных сюжетов и побочных интриг, излишней виртуозности вокальных
партий, усилил выразительные функции оркестра. Г. создал оперу больших и
правдиво выраженных чувств, мужественную и героическую, ясную по
структуре и глубоко человечную по музыке. Это была настоящая музыкальная
драма, отличавшаяся простотой, величием и нравственной возвышенностью.
Прогрессивно мыслящий художник, Г. своей реформой откликнулся на
идейно-эстетические требования третьего сословия, передовой
общественности эпохи подготовки буржуазной революции (1789). Творческое
наследие Г. — один из краеугольных камней западноевропейской оперной
классики — породило целую школу (И. Фогель, А. Саккини, Л. Керубини, Г.
Спонтини, А. Сальери, Э. Мегюль и др.) и оказало сильнейшее влияние на
последующие поколения композиторов, включая даже такие могучие
творческие натуры, как Л. Бетховен и Р. Вагнер. Творчество Г. высоко
оценивалось М. Глинкой, А. Серовым, В. Стасовым и др. деятелями русской
музыкальной культуры.
Соч.: более 100 опер, из к-рых сохр. ок. 50,
в т. ч. «Орфей» (1762, нов. ред. во Франции 1774), «Альцеста» (1767,
нов. ред. во Франции 1776), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777),
«Ифигения в Тавриде» (1779), франц. комич. оперы «Обманутый кади»
(1761), «Пилигримы в Мекку, или Неожиданная встреча» (1764) и др.; неск.
балетов, в т. ч. «Дон-Жуан» (1761); оды, песни и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!