ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (род. 11 I 1875 в Киеве,
ум. 23 VI 1956 в Москве) — сов. композитор, дирижер, педагог,
общественно-музыкальный деятель. Первоначальное муз. образование получил
в домашних условиях (уроки скрипки у А. Вейнберга и К. Воута).В 1891—93
обучался в Киевском музыкальном училище у О. Шевчика (скр.) и Е. Рыба
(теория композиции). Музыку начал сочинять с 13 лет. В 1894 поступил в
Московскую консерваторию, где его основными педагогами были И. Гржимали
(скр.), А. Аренский, М.. Ипполитов-Иванов, С. Танеев (композиция).
Окончил консерваторию с золотой медалью в 1900, будучи автором симфонии,
октета, секстета, квартета и мелких пьес. В качестве дипломной работы
представил оперу-ораторию «Земля и небо». В 1901 приступил к
педагогической работе (в муз. школе Гнесиных). С 1905 по 1907 жил в
Берлине и изучал искусство дирижирования под руководством О. Фрида. В
1908 начал систематическую деятельность в качестве дирижера. В 1913—20
профессор композиции Киевской консерватории (с 1914 также директор). В
1920 переехал в Москву, куда был приглашен профессором Московской
консерватории (класс композиции). Одновременно заведовал муз. секцией
Московского отдела народного образования (до 1922), вел муз. работу в
Наркомпросе, Пролеткульте, дирижировал циклами общедоступных
симфонических концертов. В 1923—25 выезжал в Баку для изучения
фольклора, положенного в основу созданной им первой национальной
азербайджанской оперы «Шахсенем». В 1927 закончен поставленный в том же
году на сцене Большого театра первый советский балет на современную
тематику «Красный мак». К середине 30-х гг. композитор создал первую
узбекскую муз. драму «Гюльсара». В 1937 Г. возглавил Московский союз
композиторов, с 1938 по 1948 — председатель Оргкомитета Союза
композиторов СССР.
В годы Великой Отечественной войны Г. с
поразительной для его возраста энергией продолжал творческую и
музыкально-общественную работу. После войны к этому добавились
длительные гастрольные поездки по Советскому Союзу с авторскими
концертами. В 1954 выезжал в Румынию. В 1955 советская музыкальная
общественность торжественно отметила 80-летие маститого композитора.
Заслуги Г. были отмечены награждением его 3 орденами Ленина (1945, 1950,
1955), орденами Трудового Красного Знамени (1937), Знак почета (1938), 3
медалями, а также присвоением ему почетных званий засл. арт. РСФСР
(1925), засл. деят. иск. РСФСР (1927), нар. арт. АзССР (1934), нар. арт.
РСФСР (1935), нар. арт. УзССР (1937), нар. арт. СССР (1938^. В 1941 ему
была присвоена степень доктора искусствоведения. Произведения его
трижды были удостоены Гос. премии (1946, 1948, 1950).
Характерными
чертами творчества Г. являются верность традициям русской музыкальной
классики, здоровое, жизнеутверждающее мироощущение, пластичный, ясный
муз. язык, щедрая мелодика, как правило, отмеченная близостью к мелосу
русской народной песни, спокойный повествовательный характер музыки.
Историческая заслуга Г. — осуществление непосредственной, живой связи
между русской классической муз. школой и советской музыкой. Большое
значение для отечественной муз. культуры имела его многолетняя
педагогическая деятельность (1901—41). К его ученикам в разное время
принадлежали С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий,
А. Хачатурян, Л. Книппер, Н. Раков, А. Новиков, А. Давиденко, А.
Мосолов, Г. Литинский, Н. Иванов-Радкевич, И. Шеншин, А. Юрасовский, Б.
Александров, В. Дукельский, И. Способин, А. Альшванг, С. Бугославский и
другие композиторы и музыковеды.
Соч.: оперы «Шахсенем» (1927, 2
ред. 1934), «Гюльсара» (1949), «Лейли и Меджнун» (1940), «Рашель» (соч.
1943, конц. исп. 1947), «Земля и небо», опера-оратория (соч. 1900, конц.
исп. 1903—1904); «Гюльсара», муз. драма (1936); кантата «Слава
Советской Армии» (1953): балеты «Хризис» (1912), «Красный цветок»
(первоначально «Красный мак», 1927), «Комедианты» (1931), «Клеопатра»
(«Египетские ночи», 1926), «Медный всадник» (1949), «Тарас Бульба» (соч.
1952); 3 симфонии (I — 1900, II — 1907, III «Илья Муромец»—1910), поэмы
«Сирены» (1908), «Заповгг», к 125-летию со дня рождения Т. Шевченко
(1939), симф. картины «Тризна» (1915), «Запорожцы» (1921), увертюры, в
т. ч. Торжественная (1937), Героический марш Бурято-Монгольской АССР
(1935) и др. произв. для орк.; «Марш Красной Армии», фантазия «На
праздник Коминтерна» (1924) и др. произв. для дух. орк.; концерты: для
арфы (1938), для колорат. сопр. (1943), для влч. (11946), для валторны
(1951) с орк.; камерно-инстр. анс., в т. ч. Октет (1900), 3 секстета
(1898, 1904, 1905), 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946), Баллада для
влч. и фп. (1902), 8 пьес для скр. и влч., 12 дуэтов для 2 скр. и др.;
Пьесы для разн. инстр., в т. ч. Романс для скр, и фп. (1902), ок. 200
пьес для фп. (в 2 р., 4 р., для 2 фп.), 20 хоров, ок. 130 романсов, в т.
ч. «Звездочка кроткая», «О, не вплетай цветов», «Кузнецы», «Жить, будем
жить», «Ночь серебристая», «О, если б грусть моя», «Сладко пел
душа-соловущко», «Лада», «Мы плыли с тобой», «Отчалила лодка», «Старый
вальс», «Ночь идет», «Проснись, дитя» и мн. др., музыка к драм, спект. и
к/фильмам и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!