ДВОРЖАК Антонин (род. 8 IX 1841 в дер. Нелагозевес,
близ Праги, ум. 1 V 1904 в Праге) — чеш. композитор, дирижер, скрипач и
альтист, педагог. В детстве занимался музыкой (фп., скр., альт., теория
музыки) под руководством А. Лиманна в г. Злонице. В 1857 пёреехал в
Прагу и поступил в Органную школу, где его педагогами были И. Ферстер,
И. Звонарж, Ф. Блажек. По окончании школы работал альтистом в Пражском
концертном ансамбле (1860—62), в оркестре оперного театра (1862—73) и
год — церковным органистом. Получение государственной стипендии (1874)
позволило заняться всецело творческой деятельностью. Патриотическая
кантата «Наследники Белой горы» сделала Д. известным, а Славянские танцы
принесли ему всемирную славу. В 1890 ему было присвоено почетное звание
доктора музыки Кембриджского университета, в 1891 доктора философии
Карлова университета в Праге. В том же году он был избран членом Чешской
академии наук и искусства и приглашен проф. в Пражскую консерваторию (с
1901 директор консерватории). С 1892 по 1895 директор и проф.
Национальной консерваторий в Нью-Йорке. Выступал в разных городах Европы
дирижером авторских концертов. В 1890 приезжал в Россию (Москва,
Петербург). Воспитал большую группу чешских композиторов, в числе
которых О. Недбал, Й. Сук, В. Новак, Р. Карел и др. Прочная дружба
связывала его с Б. Сметаной, И. Брамсом, П. Чайковским.
В историю
музыки Д. вошел как один из основоположников (наряду с Б. Сметаной)
чешской музыкальной классики и создатель национальной симфонии. Музыка
Д. проникнута духом патриотизма, оптимизмом, отмечена редким
мелодическим богатством, непосредственностью высказывания, близостью к
многообразному славянскому музыкальному фольклору (чешскому, словацкому,
польскому, украинскому), отличается красочностью звучания и ясностью
формы.
Соч.: 10 опер, в т. ч. «Ванда» (1876), «Хитрый крестьянин»
(1878), «Якобинец» (1889), «Черт и Кача» (1899), «Русалка» (1901);
оратория «Святая Людмила» (1886); кантаты «Гимн» («Наследники Белой
горы», 1873), «Невеста духов» (1884) и др., Реквием (1890); 9 симфоний
(I «Колокола Злонице» — 1865, II — 1865, нов. ред. 1888, III — 1873, IV —
1874, V — 1875, VI — 1880, VII — 1884, VIII —1889, IX «Из Нового света»
— 1893); 5 поэм — «Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка», «Голубь»
(по балладам К. Эрбена, все в 1896) и «Богатырская песнь» (1897); 6
увертюр, в их числе «Гуситская» (1883), «Среди природы», «Карнавал»,
«Отелло» (1891—92), 2 серенады, 2 сюиты, 4 рапсодии, Славянские танцы
(1-я серия 1878, 2-я 1886) и др. произв. для орк.; концерты: для фп.
(1876), для скр. (1879, оконч. ред. 1882), для влч. (1895) с орк.;
камерно-инструм. анс. (всего 27), среди к-рых Секстет, 3 квинтета, 2 фп.
квинтета, 10 квартетов,. 3 фп. квартета, 2 трио, 4 фп. трио (в т. ч.
«Думки», 1890—91); 8 юморесок (1894), 10 легенд для фп. в 4 руки
(имеется ред. для орк.), «Из чешского леса» и др. пьесы для фп., св. 20
вок. дуэтов, хоры, в т. ч. «Гимн чешских крестьян» (1885), песни и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!