ДАРГОМЫЖСКИИ Александр Сергеевич (род. 14 II 1813 в
с. Дар-гомыж Белевского уезда, Тульской губ., ум. 17 I 1869 в
Петербурге) — русск. композитор, вокальный педагог, музыкальный деятель.
С 1817 жил в Петербурге. Получил домашнее муз. образование (фп., скр.,
пение). После знакомства с М. Глинкой (1834) изучал теорию музыки по
конспектам, составленным Глинкой под руководством 3. Дена в Берлине. В
1844—45 выезжал за границу (Брюссель, Париж, Вена). В 1853 в Петербурге
состоялся концерт из произведений Д., завоевавший ему широкое
общественное признание. В 1865 совершил 2-е зарубежное путешествие
(Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон). С конца50-хгг.сотрудничал в
прогрессивных сатирич. журналах «Искра» и «Будильник». Принимал участие в
создании (1859) и работе Русского музыкального общества, в 1867 был
избран директором Петербургского отделения общества. Вокруг Д.
сплотилась руководимая М. Балакиревым Могучая кучка.
Оставаясь
верным основным идейно-творческим принципам Глинки — народности,
реализму, демократичности, национальному характеру музыки, Д. проложил
новые пути в русском музыкальном искусстве, откликаюсь на
идейно-эстетические запросы передовых общественных кругов своего
времени. В его творчестве прозвучали горячее сочувствие к «маленьким»
людям, обличение социального неравенства, реалистическое раскрытие
душевного мира рядового человека. Появились новые приемы и средства
музыкальной выразительности, основанные на эстетическом принципе,
заключенном им в словах: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу
правды». Особенно примечательно в этом отношении создание Д.
реалистически выразительного, гибкого мелодического речитатива, который,
не теряя напевности, передавал, по словам В. Стасова, «все оттенки, все
краски... человеческой речи». Наиболее последовательное воплощение эта
декламационная форма пения нашла в «Каменном госте», оказавшем
значительное влияние на дальнейшее развитие как русской классической,
так и советской оперы. М. Мусоргский назвал Д. «великим учителем
музыкальной правды».
Соч.: оперы «Эсмеральда» (соч. 1839, пост.
1847), опера-балет «Торжество Вакха», соч. 1848, пост. 1867), «Русалка»
(1856), «Каменный гость» (соч. 1866—-69, оконч. Н. Римским-Корсаковым и
Ц. Кюи, 1872), отрывки из задум., но не осущёствл. опер «Рогдана» и
«Мазепа»; шутка-фантазия «Баба-Яга», фантазия «Малороссийский казачок»
(1864), Чухонская фантазия (1867) для орк.; 2 квартета; вок. анс., ок.
100 романсов и песен, в т. ч. «И скучно, и грустно», «Расстались гордо
мы», «Мне грустно», «Шестнадцать лет», «Ночной эфир», «Я здесь,
Инезилья», «Свадьба», «Лихорадушка», «Титулярный советник», «Мельник»,
«Червяк», «Старый капрал» и др.; хоры.
Нет комментариев. Ваш будет первым!