БЕТХОВЕН Людвиг ван (род. 16 XII 1770 в Бонне, ум.
26 III 1827 в Вене) — нем. композитор, (предки — фламандского
происхождения), пианист, органист. Детские и юношеские годы провел в
Бонне, где его основным педагогом был композитор-органист X. Неефе. В
1787 Б. совершил поездку в Вену для занятий с В. Моцартом. В 1792
переселился в Вену, некоторое врёмя занимался с И. Гайдном, И.
Альбрехтсбергером, А. Сальери. На рубеже XVIII и XIX вв. был поражен
тяжким недугом — глухотой. Мужественно преодолев вызванный заболеванием
душевный кризис, Б. вступил в период полной творческой зрелости, начало
которой ознаменовалась созданием Третьей («Героической») -симфонии.
Вершины прижизненной славы Б. достиг в 1812—14. Ему было присвоено
звание почетного гражданина Вены. Однако последние годы его жизни были
омрачены житейскими невзгодами и материальными лишениями.
Б, —
один из величайших классиков мирового музыкального искусства. В его
творчестве, отмеченном глубоким идейным содержанием, реализмом и
демократичностью творческих замыслов, нашли воплощение передовые идеи
эпохи Просвещения, героика борьбы за счастье человека, свободолюбивые
призывы, выдвинутые французской буржуазной революцией (1789),
современником и страстным поборником идеалов которой он был. Новизна
содержания музыки Б., отмеченной исключительной
эмоционально-драматической силой и глубиной мысли, привела к обновлению и
обогащению им всех музыкально-выразительных средств. Творчество Б.
явилось вершиной Венской классической школы и оказало огромное влияние
на дальнейшее развитие мировой музыкальной культуры. Музыку Б. высоко
ценили и любили К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, А. Герцен, Л.
Толстой,. М. Горький, .М. Глинка, А. Серов, В. Стасов, М. Балакирев, Н.
Римский-Корсаков, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Р. Роллан и др.
Соч.: опера
«Фиделио» (оконч. ред. 1814); - балет «Творения Проме¬тея» (1801); муз. к
драме В. Гёте «Эгмонт» (1810); оратория, 2 мессы (в т. ч.
«Торжественная месса», 1-е «сп. в Петербурге, 1824), кантаты, хоры; 9
симфоний (1800, 1802, 1804, 1806, 1808, 1808, 1812, 1812, 1824,
последняя с хором); 11 увертюр,среди них «Леонора №3» (1806), «Кориолан»
(1807), «Эгмонт» (1810); 7 концертов: 5 для фп. (1789, 1794—95, 1800,
1805—06, 1809), для скр. (1806), тройной для фп., скр., влч. (1805) с
орк., около 60 разл. камерно-инструм. анс.: Септет (1800), 2 секстета, 2
квинтета, 16 квартетов (1—VI 1800, VII—IX — 1806—1807, X — 1809, XI —
1810, XII—XVI — 1824—1826), 6 фп. трио и др.; многочисл. произв. для
фп., в их числе 32 сонаты, 22.цикла вариаций; 10 сонат для скр. и фп., 5
для влч, и фп.; св. 90 песен, среди них цикл «К далекой возлюб¬ленной»
(1816), обр. нар. песен — шотл., ирл. и др. (всего 6 тетрадей) и др.