БЕРЛИОЗ Гектор (род. 11 XII 1803 в Кот-Сент-Андре
близ Гренобля, ум. 8 III 1869 в Париже) — франц. композитор, дирижер,
музыкальный критик. Муз. образование получил в Парижской консерватории,
ученик Ау Рейхи и УК,. Лесюера. По получении Римской премии (1830) 3
года провел в Италии. В 1839 получил должность хранителя библиотеки
Парижской консерватории, с 1852 библиотекаря там же. Гастролировал как
дирижер в Бельгии, Германии, Австрии (включая Венг¬рию), дважды приезжал
в Россию (1847, 1867), Член Института Франции (с 1856)/ Жизнь Б.
протекала в трудных материальных условиях и лишениях
Б. вошел в
историю музыки как крупнейший французский композитор-романтик, создатель
программной симфония, новатор в области музыкальной? формы, гармонии и
особенно инструментовки, выдающийся дирижер. В его творчестве нашли
яркое воплощение черты революционного пафоса и героики. Б. был знаком с
М. Глинкой, музыку которого высоко ценил. Находился в дружеских
отношениях с деятелями Могучей кучки, восторженно принимавшими его
сочинения и творческие принципы.
Соч.: 5 муз.-сценич. произв.» в
т. ч. оперы «Бенвенуто Чёллини» (1838), дилогия «Троянцы»: «Взятие Трои»
и «Троянцы в Карфагене» (соч. 1856—59), «Беатриче и Бенедикт» (по
комедии В. Шекспира «Много шума из ничего», 1862) ; 23 вок.-симф.
про¬изв., в т. ч. Реквием (1837), кантата «Последняя ночь Сарданапала»
(1830), драм, легенда «Осуждение Фауста» (1846), Те деум для 3-х хоров,
орк. и органа (1849), ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854),
обр. «Марсельезы» (1830) и др.; симфонии: «Фантастическая» (1830),
«Гарольд в Италии» (для альта и орк., 1834), «Ромео и Джульетта»,
драматич. симфония с уч. певцов-солистов и хора (1839), Траурно-
триумфальная симфония (1840); 6 увертюр, в т. ч. «Король Лир» (1831),
«Римский карнавал» (2-я уверт. к оп. «Бенвенуто Челлини», 1844),
«Корсар» (1844); «Восемь сцен из Фауста» (1829); «Мечта » каприз» для
скр. с орк. (1839); 31 романс, хоры; кн. Большой трактат по современной
инструментовке и оркестровке (1844), Вечера в оркестре (1853), Сквозь
песни (1862), Музыкальные курьезы (1859), Мемуары (1870), многочисл.
статьи, рецензии.
Нет комментариев. Ваш будет первым!