БАРТОК Бела (род. 25 III 1881 в Надьсентмиклоше
(ныне Сан Николауа-Марэ в Социалистической Румынской Республике ум. 26
IX 1945 в Нью-Йорке; компо¬зитор, пианист, педагог, музыкальный ученый
(фольклорист). В детстве брал уроки фортепиано и Гармонии у Л. Эркеля
(Братислава). В 7 лет начал сочинять музыку. Дальнейшее муз. образование
получил в Будапештской музыкальной академии (консерватории), ученик И.
Томана (фортепиано) и Я. Кесслера (композиция). В 1907—34 проф. этой же
академии по классу фортепиано. Начиная с 1906 записывал, изучал и
систематизировал (частично совм. с 3. Кодаем) народные песни в Венгрии,
Румынии, Турции, Сев. Африке, собрав св. 30 ООО образцов народного
музыкального творчества. В 1919 активно участвовал в строительстве
музыкальной культуры Венгерской советской республики. В 1929 приезжал с
авторскими концертами в СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). В
1940, в знак протеста против фашизма в Венгрии, эмигрировал в США.
Почетный доктор Колумбийского университета (США), лауреат Международной
премии мира (1955, посмертно).
Творчество Б., не лишенное
противоречий, порожденных сложными историческими условиями, в которых
оно протекало (отсюда ощутимые следы модернистских влияний в некоторых
его произведениях), восходит в своей основе к венгерскому крестьянскому
фольклору и различным элементам национального музыкального искусства.
Ярко самобытное, новаторски смелое и глубоко органичное их претворение,
жизненная содержательность и гуманизм музыки Б. придают его творчеству
значение одного из крупнейших явлений венгерской национальной и
современной мировой музыкальной культуры.
Соч.: опера «Замок
герцога Синяя Борода» (соч. 1911, пост. 1918); балеты «Деревянный принц»
(1917),«Чудесный мандарин»(соч. 1919, пост. 1926); Светская кантата для
2 сол., двойн. хора и орк. (1930); симфония-поэма в 10 ч. «Кошут»
(1903), 2 сюиты (1905), «Два портрета» (1908), «Две картины» (1910),
Танцевальная сюита (1923), «Венгерские картины» (1931), Концерт для
оркестра (1943), Дивертисмент для стр. орк. (1939), Музыка для струнных и
ударных инструментов (1936) и др. произв. для орк.; концерты: 3 для фп.
(1926, 1931, 1945), для скр. (1937), для альта (неок., 1945) с орк.,
Рапсодия для фп. с орк. (1904), 2 рапсодии для скр. с орк. (1928), 6
квартетов (1908, 1917, 1927, 1928, 1934, 1939), 2 сонаты для скр. и фп.
(1921, 1922), Соната для 2 фп. и ударн. инструм. (1937), «Контрасты» для
скр., кларн* и фп. (1938), Соната для скр.-соло (1944), 44 дуэта для 2
скр.; соч. для фп., в т. ч. «Микрокосм» — 153 пьесы в 6 тетр. (1926—37),
«Для детей»—85 легк. пьес (1908, нов. ред. 1945), «14 багателей»
(1908), Аллегро барбаро (1911), Сонатина (1915), 15 венгерских
крестьянских песен (1914—17), Соната (1926), 7 румынских народных танцев
(1915) и др.; романсы, хоры, в т. ч. «Секейские песни» для муж. хора
(1932), 27 пьес для жен. или дет. хора (1935), «Из прошедших времен» для
муж. хора (1935); обр. нар. песен (св. 20000 венг., 3500 рум., 2600
словац. и др.); исследования, статьи.
Нет комментариев. Ваш будет первым!