БАХ Иоганн Себастьян (род. 21 III 1685 в Эйзенахе
(Тюрингия), ум, 28 VIII 1750 в Лейпциге)—нем. композитор, органист,
клавёсинист, скрипач, певец, хормейстер; основоположник немецкой
классической музыки и один из творцов мировой музыкальной классики.
Происходил из семьи музыкантов-профессионалов. Оставшись с 9 лет
сиротой, воспитывался у старшего брата. До 1700 занимался в Ордруфской
латинской школе. Окончил Люнебургский лицей (1702), после чего год
служил скрипачом в Веймаре. В 1704—07 церковный органист в Арнштадте и
Мюльгаузене, в 1708—17 придворный органист и композитор в Веймаре,где
написал множество органных и клавирных сочинений. В 1717—23 «директор
камерной музыки» в Кетене. Здесь возникли камерно-оркестровые сочинения
(в т. ч, сюиты, Бранденбургские концерты), сонаты, партиты, сюиты для
скр., влч.; I том «Хорошо темперированного клавира» и др. С 1723 работал
в Лейпциге, где создал ряд монументальных произведений ораториального
характера (в т. ч. «Страсти по Матфею», «Величальная оратория», «Высокая
месса» и др.), II том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство
фуги» и др. К концу жизни Б. ослеп.
Огромное творческое наследие
Б. отмечено богатством эмоционального содержания, глубокой человечностью
и нравственной чистотой, народностью мелодических истоков, величайшим
полифоническим мастерством, названным А. Серовым, «апогеем полифонии»,
разнообразием жанров.
Соч.: вок. произв., в т. ч. «Страсти по
Иоанну» (1723), «Страсти по Матфею» (1729), «Траурная ода» (1727),
величальная оратория «Маг нификат» (1723), «Высокая месса» (1738), св.
320 духовн. и светских кантат (сохранилось ок. 200), мотеты, хоралы,
духовн. песни; 6 Бранденбургских концертов (1721), 4 сюиты для орк.,
концерты для разл. инструм. с орк., в их числе Концерт для 2 скр. (ок.
1720); соч. для органа 145 прелюдий и хоралов, 4 концерта, токкаты,
фантазии, сонаты, фуги и др.; клавир, произв., в т. ч. 2 тома «Хорошо
темперированного клавира» (1722, 1744) 48 прелюдий и фуг во всех маж. и
мин. тональн., Итальянский концерт (1735), Ария с 30 вариациями, или
Гольдберговские вариации (1742), Хроматическая фантазия и фуга (1720,
оконч. ред. 1730), Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1750) и
др.; соч. для скр., влч., флейты и др. инструм.
Нет комментариев. Ваш будет первым!