АРЕНСКИЙ Антон Степанович (род. 12 VII 1861 в
Новгороде, ум. 25 II 1906 в санатории близ Перки-ярви (ныне
Кирилловское, на Карельском перешейке), похоронен в Петербурге) —русск.
композитор, пианист, дирижер, хормейстер, педагог. Музыкой начал
заниматься с 7-летнего возраста (уроки фортепиано, с 9 лёт первые
попытки сочинения). Дальнейшее муз. образование получил в Петербургской
консерватории (1879—82) у Н. Римского-Корсакова. Б 1882 переехал в
Москву. В 1883— 95 проф. Московской консерватории, руководитель
Московского отделения Русского хорового общества; выступал в концертах
как пианист и дирижер. В 1895 возвратился в Петербург, где в 1895—1901
был управляющим придворной Певческой капеллой. Лауреат премий им. М.
Глинки (1904, 1905). Находился в дружеских отношениях с П. Чайковским,
Танеевым и др. В числе его учеников С. Рахманинов, А. Скрябин, Г. Конюс,
А. Корещенко и др.
Творчество А., опирающееся на лучшие традиции
русской музыкальной классики, преимущественно О. Чайковского и Могучей
кучки отмечено лиризмом, мелодичностью (в своих истоках во многом
связанной <Г русской народной песенностью), поэтичностью, изяществом,
совершенством формы, разнообразием жанров.
Соч.: оперы «Сон на
Волге» <1890), «Рафаэль» (1894), «Наль и Дамаянти» (1904); музыка к
«Бахчисарайскому фонтану» А. Пушкина (1899) и «Буре» В. Шекспира (1905);
<5алет «Ночь в Египте», позднее — «Египетские ночи» (соч. 1900,
пост. 1908); баллада «Кубок» для сол., хора и орк. (1902); 2 симфонии
(1882, 1889), Сюита, марш «Памяти Суворова» и др. произв. для орк.;
концерты: для фп. (1881)., для скр. (ок. 1901) с орк., Фантазия на темы
И. Рябинина для фп. с орк. (1899); «Фп. квинтет, 2 квартета (1888,
1894), 2 фп. трио (1894, 1904); многочисл. соч. для фп., в т. ч. 5 сюит
для фп. в 4 руки (в т. ч. «Силуэты»), циклы: «У моря», «Арабески»,
«Наброски на забытые ритмы»; «24 пьесы» и др.; св. 70 вок. произй., в т.
ч. больш. ко-лич. романсов — «Не зажигай огня», «Я ждал тебя»,
«Знакомые звуки», «Угаснул день», «Я люблю тебя», <<В тиши и
мраке», «Я видел смерть», «Сновидение», баллады «Менестрель», «Старый
рыцарь» и др., вок. ансамбли, хоры; мелодекламации на стих, в прозе И.
Тургенева и др.; учебники гармонии (1891), анализа муз. форм (2 ч.,
1893—94), сб. задач по гармонии (1897).
Нет комментариев. Ваш будет первым!