АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (род. 1 IV 1883 в
с. Плахи-но Захарьевского района Рязанской губ., ум. 8 VII 1946 в
Берлине) — сов. композитор, хоровой дирижер, педагог, муз.-общественный
деятель. С 9 лет пел в хоре Казанского собора в Петербурге, 3 года
обучался в классах придворной Певческой капеллы. В 1900—02 студент
Петербургской консерватории (ученик А. Лядова и А. Глазунова). С 1902 по
1906 — хоровой педагог и регент соборного хора в Бологом, с 1906 по
1909 — на такой же работе в Твери (ныне г. Калинин). В 1909—13 занимался
в Московской консерватории у С. Василенко (композиция) и У. Ма-зетти
(пение). По окончании консерватории вернулся в Тверь, где преподавал
хоровое пение, был директором и педагогом основанного им в 1916 муз.
училища. После Великой Октябрьской социалистической революции переехал в
Москву. С 1918 преподаватель (с 1922 профессор) теории музыки в
Московской консерватории, с 1925 по 1929 декан и зав. хоровой кафедрой
педагогич. факультета, с 1929 по 1936 зам. декана военно-дирижерского
фак-та. В те же годы (1919—30) преподаватель композиции и хорового пения
в муз. техникуме им. А. Н. Скрябина, одновременно 1— хормейстер
Камерного театра (1922—28), консультант муз. театра им. В. И.
Немировича-Дан-ченко и дирижер Московской академической капеллы
(1928—30). В 1928 возглавил созданный при Центр. Доме Красной Армии им.
М. В. Фрунзе Ансамбль красноармейской песни и пляски (ныне носящий его
имя), которым руководил до конца жизни (умер во время гастролей Ансамбля
в Берлине). Параллельно все годы не прекращал творческой деятельности,
работая преимущественно в жанре песенно-хоровой музыки.
Многосторонние заслуги А. получили высокую оценку. Ему было присвоено
почетное звание нар. арт„ СССР (1937) и воинское звание генерал-майора
Советской Армии, а> также ученая степень доктора искусствоведения. Он
был награжде» орденами Ленина (1943), Трудового Красного Знамени
(1939), Красной-Звезды (1935) и медалями, дважды был удостоен Гос.
премии СССР.
А. вошел в историю советской музыки, наряду с И.
Дунаевским п В. Захаровым, как один из классиков советской массовой
песни. В особенности чертами творческого своеобразия отмечены его
гимнические песни, сочетающие элементы русской оперно-хоровой классики,
крестьянской протяжной песни и революционных песен. К высшим достижениям
песенного творчества А. принадлежат Государственный гимн Советского
Союза (вариант созданного в 1939 «Гимна партии большевиков») и
«Священная война» — «музыкальная эмблема Великой Отечественной войны»
(по известному определению ленинградского музыковеда проф<* А.
Рабиновича) (1900—1943).
Соч.: Музыка Государственного гимна СССР
(1943); опера «Русалка» (соч. 1913); кантата «Поэма об Украине» для
сол., хора и орк. (1943); Симфония (1912); поэма «Смерть и жизнь»
(1911); Соната для скр. и фп. (1913, нов. ред. 1924); песенные
композиции: «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929),
«Песнь о Магнито-строе» (1930), «Перекоп» (1932) и др.; песни (для
хора), в т. ч. «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Эшелонная»,
«Волжская бурлацкая», «Голубая ноченька» (1933), «Забайкальская», «Бейте
с неба, самолеты» (1934), «Песня о военном комиссаре» (1938), «Гимн
партии большевиков» (1939), «Песня о Ленине», «Священная война» (1941),
«Святое Ленинское знамя» (1942), «Цвети, Со< ветская страна» (1943),
«Песня победы» (1945) и др.; обр. песен 6 гражд. войны «Гулял по Уралу
Ча-паев-герой», «Дальневосточная партизанская» («По долинам и по
взгорьям») и др.; обр. нар. песен, в т. ч. «Дуня тонкопряха», «Снеги
белые пушистые», «Ноченька», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Су сидка» и
мн. др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!