КЕРУБИНИ Луиджи (род. 8 (14?) IX 1760 во Флоренции,
ум. 15 III 1842 в Париже) — франц. композитор (итальянец по
национальности), дирижер, педагог. Изучал музыку сперва под руководством
флорентинских педагогов, затем в Венеции, где 4 года был учеником? Дж.
Сарти. В 1784—85 работал в Лондоне и получил звание придворного
композитора. В 1786—87 посетил Париж, куда окончательно переселился в
1788. С 1789 по 1792 дирижер Ярмарочного театра Сен-Жер-мен. Один из
первых инспекторов в основанной в. 1795 Парижской консерватории. В
1805—06 работал в Вене, в 1815 вновь посетил Лондон. С 1816 проф.
композиции, в 1821—42 директор Парижской консерватории, член Института
Франции (с 1825).
К. принято считать основоположником жанра оперы
спасения и ужасов. Творчество его стоит на рубеже классицизма и
романтизма. Отмеченное совершенством всех элементов классического стиля и
строгой логичностью мышления (особенно в полифонической музыке
церковных произведений), оно вместе с тем проникнуто гуманистической
направлен» ностью, эмоциональной взволнованностью, напряженным
драматизмом и разнообразием средств музыкальной выразительности
(особенно в оперном творчестве). Историческое значение имеют его оперные
увертюры, близкие к жанру программно-симфонической музыки. Творчество
К. высоко ценили Л. Бетховен и М. Глинка. Его имя присвоено
консерватории во Флоренции.
Соч.: 29 опер, в т. ч. «Лодоиска»
(1791), «Элиза, или Путешествие на ледник Сен-Бернара» (1794), «Медея»
(1797), «Водовоз» («Два дня», 1800), «Анакреон, или Любовь* беглянка»
(1803), «Фаниска» (1806), «Али-Баба и сорок разбойников» (1833); балет
«Ахилл на Скиросе» (1804); 11 месс, 2 реквиема, 17 кантат, «Гимн весне»
для хора и орк., оратория, 38 мотетов и др. произв.. духовн. муз.;
Симфония (1815), Увертюра (1815); камерно-инструм. анс., среди них 6
квартетов, Квинтет; Соната для 2 органов, пьесы для фп.,, в т. ч. 6
сонат; 77 романсов, рево-люц. гимны, песни и др.; учебники, теории
музыки.
Нет комментариев. Ваш будет первым!