КАРАЕВ Кара Абульфаз Оглы (род. 5 II 1918 в Баку) —
сов. композитор, педагог, муз.-общественный деятель. Первоначальное муз.
образование получил на рабфаке Азербайджанской консерватории (ф-п). С
1935 по 1938 учился в Азербайджанской консерватории (по композиции у Л.
Рудольфа). В 1938 поступил в Московскую консерваторию, где занимался у
Ан. Александрова (композиция) и С. Василенко (инструментовка). Занятия
были прерваны Великой Отечественной войной и возобновились в 1943. В
1946 окончил Московскую консерваторию по кл. композиции Д. Шостаковича,
будучи к этому времени автором 2 опер, 2 кантат, симфонии, квартета и
др. В 1941—42 — худож. рук. Азербайджанской филармонии им. М. Магомаева.
С 1946 преподает композицию в Азербайджанской консерватории в Баку (с
1957 профессор), с 1949 по 1953 также директор консерватории. В 1949—50
рук. сектора музыки Института искусств Академии наук АзССР. Ведет
активную общественную деятельность. С 1944 по 1949 зам. пред. правления,
в 1953—56 пред. правления, с 1956 первый секретарь, ныне вновь пред.
правления СК АзССР. С 1948 член правления (последние годы — также
секретарь) СК СССР. Одновременно был членом президиума республиканского
Комитета защиты мира, депутатом Верховного Совета АзССР, депутатом
Верховного Совета СССР. Член КПСС с 1949.
Заслуги К. перед
советским искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл.
деят. иск. АзССР (1955), нар. арт. АзССР (1958), нар. арт. СССР (1959), и
награждением орденами Ленина (1967), Трудового Красного Знамени (1961),
медалями СССР; лауреат Ленинской премии (1967, за балет «Тропою грома»)
и двух Гос. премий СССР (1946, 1948).
В музыке К. убедительно
осуществлен синтез характерных особенностей народного и
профессионального национального искусства Азербайджана с достижениями
русской муз. классики и современной советской и зарубежной музыки.
Творчеству его свойственны повышенная эмоциональная содержательность и
выразительная сила, смелый полет творческой фантазии, яркий темперамент,
богатство мелодики и впечатляющая красочность. Существенная черта
творческого облика К. — неустанный поиск и неугасимый интерес к
творческому эксперименту.
Соч.: оперы «Айна», соавт. Д. Гад-жиев
(соч. 1939), «Вэтэн» («Родина»), соавт.- Д. Гаджиев (1945); балеты «Семь
красавиц» (1952), «Тропою грома» (1957); кантаты «Песнь сердца» для
хора, балета и орк. (1938), «Песня счастья» для сол., хора и орк.
(1947); 3 симфонии («Памяти героев Вел. Отеч. войны» — 1944, II — 1946,
III, камерная — 1965), поэма «Лейли и Меджнун» (1947), сюиты
«Азербайджанская» (1939), «Хореографические - картинки» (1953),
«Вьетнам» (1955), из бал. «Семь красавиц», из бал. «Тропою грома»; «Дон
Кихот», симфонические гравюры (1960), «Албанская рапсодия» (1952),
Пассакалья и тройная фуга (1941) и др. произв. для орк.; «Поэма радости»
для фп. с орк. (1937), Концерт для скр. с орк. (1967), «Физкультурная
сюита» для дух. орк. (1939); 2 квартета (1942, 1946); соч. для фп., в т.
ч. 2 сонатины (1940, 1944), 24 прелюдии (1932), муз. картина
«Царскосельская статуя» (1937) и др.; Соната для скр. и фп.; романсы;
песни; музыка к драм, спект. и к/фильмам; статьи и рецензии.
Нет комментариев. Ваш будет первым!