ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих (род. 23 II 1685 в Галле, ум.
14 IV 1759 в Лондоне) — нем. композитор, дирижер, органист, скрипач.
Музыку изучал в Галле под руководством соборного органиста Ф. Цахау. В
1702—03 служил органистом дворцовой церкви в Галле; с 1703 по 1706
скрипач оперного оркестра в Гамбурге; в 1706—10 жил в Италии, где
добился признания как оперный композитор; последующие 2 года работал
дирижером в Ганновере, откуда выезжал в Лондон. В 1712 переселился в
Англию, где в 1726 принял английское подданство. В течение многих лет
руководил основанным в 1719 оперным театром (Королевская Академия
музыки). С конца 30-х гг. XVIII в. основным жанром творчества Г. стала
оратория. К концу жизни композитор ослеп.
Г. вошел в историю
музыкального искусства прежде всего как создатель и крупнейший
представитель классического типа оратории. Богатые героическими,
драматическими и лирическими эпизодами, идейно содержательные,
исполненные величавой простоты и силы, мужественные и жизнеутверждающие,
эти оратории в большинстве случаев выражают идеи патриотизма, чаяния
народа и его борьбу за свободу. Наряду с И. С. Бахом Г. был крупнейшим
мастером полифонической музыки.
Соч.: 46 опер, в т. ч. «Альмира»
(1705), «Агриппина» (1709), «Ринальдо» (1711), «Радамист» (1720), «Юлий
Цезарь» (1724), «Тамерлан» (1724), «Роделинда» (1725), «Ариадна» (1734),
«Ксеркс» (1738), «Дей-дамия» (1741); 32 оратории, в их числе «Саул» и
«Израиль в Египте» (1739), «Мессия» и «Самсон» (1742), «Иуда Маккавей»
(1748); кантаты; 18 концертов для органа с орк., 12 концертов для орк.
((«кончерти гросси», 1740), 5 концертов для орк. (1741), увертюры, сюиты
для исп. на открытом воздухе («Музыка для фейерверка», 1749) и др.
произв. для орк.; 6 концертов для гобоя и орк. (1734), 16 трио-сонат,
сюиты для клавира и др. ГЕНЦЕ — см. Хенце.
Нет комментариев. Ваш будет первым!