АШРАФИ Мухтар Ашрафович (род. 11 VI 1912 Ъ Бухаре) —
сов. композитор, дирижер педагог, муз.-общественный деятелк С 7 лет
начал играть на узбекские нар. инструментах. Первоначальное^ муз.
образование получил в Бухарсйрм муз. техникуме (оконч. в 1928 по кл.
дутара) и Самаркандском институте музыки и хореографии (1928—30),\ где
теорию композиции проходил у Н. Миронова. В 1934—36 изучал, композицию в
Московской консерватории у С. Василенко и Б. Шехтера. В 1941—44
продолжал занятия в Ташкенте у проф. М. Штейнберга. В 1948 окончил
экстерном Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования. К
творческой деятельности приступил в 1930, с того же года начал
дирижировать. В 1929—30 зав. худож. частью Самаркандского радио. С 1930
по 1947 (с перерывами) зав. муз. частью (до 1934), худ. рук и главный
дирижер, с 1943 также директор Узб. гос. театра оперы и балета (ныне
Гос. академ. Большой театр УзССР им. А. Навои). С 1947 по 1962 директор и
зав. кафедрой оперной подготовки Ташкентской консерватории (с 1953
профессор) и главн. дирижер Театра оперы и балета. В 1964—66 директор,
худож. рук. и главн. дирижер Самаркандского театра оперы и балета, с
1966 — директор, худож. рук. и главн. дирижер ГАБТ УзССР в Ташкенте.
Создатель первой узбекской оперы («Буран») и первой узбекской симфонии.
А. сочетает профессиональную работу с общественной деятельностью. С 1940
по 1948 — зам. пред. Оргкомитета СК УзССР, с 1948 член правлений СК
СССР и СК УзССР. В 1952—55 депутат Ташкентского городского Совета
депутатов трудящихся. В 1955 участник делегации деятелей культуры в
Индии. Член КПСС с 1941.
Заслуги А. перед советским искусством
отмечены присвоением ему почетных званий засл. арт. УзССР (1937), нар.
арт. УзССР (1939), нар. арт. СССР (1951), награждением орденом Ленина
(1951), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1959), орденом
«Знак почета» (1937), медалями СССР. Дважды удостоен Гос. премии СССР
(1943, 1952). По-восточному яркая, темпераментная музыка А. сочетает
национально окрашенное мелодическое и образное содержание с. принципами
изложения и развития, восходящими к заветам и традициям классического
муз. искусства.
Соч.: оперы «Буран», соавтор С. Василенко (1939),
«Великий канал», соавтор С. Василенко (1941, нов. ред. 1953), «Дилором»
(1958), «Сердце поэта» (1962); муз. драмы «Ичкарида» (1933), «Шерали»,
соавт. С. Василенко и А. Козловский (соч. 1943), «Мирзо Иззат в Индии»
(1963); балет «Амулет любви» (1969); кантаты «Узбекистон» для со л.,
хора и орк. (1947), «Песнь о счастье» для сол., хора и орк. (1951);
«Витязь в тигровой шкуре» — вок.-симф. поэма по Ш. Руставели для тен.,
хора и орк. (соавт. Н. Миронов, 1936), «Великий полководец», поэма для
хора и орк. (соавт. А. Козловский, 1942), «В грозные дни», вок.-симф.
поэма для м.-с., хора и орк. (1966); 2 симфонии («Героическая» — 1942,
«Слава победителям» — 1944), поэма «Утро моей Родины» (1954, 2 ред.
1963), поэма-рапсодия, «Тимур Малик» (1963), Праздничная увертюра
(1964), сюиты «Страна весны» (1936), «Ферганская» (1942), Таджикская
танцевальная сюита (1952), сюиты из музыки к к/фильмам и др., марши и
др. произв. для орк.; «Узбекистон», марш для дух. орк. (1941); Сюита на
узб. темы для квартета (1948), «Альбом», 8 пьес для скр. и фп. (1948);
романсы (все для гол. с орк.), песни; обр. нар. песен; музыка к
к/фильмам и др.
Нет комментариев. Ваш будет первым!